Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Общество
Синоптик предупредил москвичей о метели 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец

На двух стульях

Журналист Кристина Сумская — о том, как французские компании пытаются остаться на российском рынке вопреки агрессивной риторике Парижа
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Париж уже не первый месяц продолжает вести антироссийскую риторику. В феврале власти Франции допустили отправку собственных войск для участия в военных действиях на Украине, а весной открыто выступили с дискриминационным подходом к гражданам России в преддверии Олимпийских игр, которые пройдут летом в Париже.

Но, несмотря на явную враждебность политиков, заметная доля крупного французского бизнеса остается в России, и дискуссия относительно перспектив этих компаний на рынке РФ остается открытой. Один из ярких примеров — группа компаний Bonduelle. В ее российских активах числятся 10 тыс. га земель и три завода по производству консервированных и замороженных овощей в Краснодарском крае и Белгородской области.

После ухода ряда крупных французских компаний (Société Générale, Renault, Decathlon, L’Occitane) с российского рынка Bonduelle, по словам тогдашнего генерального директора Гийома Деброса, осталась потому, что «продовольствие, как фармацевтика или сельское хозяйство, является жизненно важным сектором», и руководство компании якобы не желает добавлять «к геополитическому кризису еще и продовольственный». Деброс отмечал, что не видит никаких этических проблем в работе производств на территории России, так как миссия компании заключается в том, чтобы кормить людей, а не «воевать против России, Казахстана и Центральной Азии».

Тем не менее компания, неоднократно заявлявшая о нежелании уходить с российского рынка, не скрывает свои проукраинские позиции. Официальное заявление о направлении всей прибыли от продаж в России на будущее восстановление Украины, опубликованное на официальном сайте компании вскоре после начала СВО, до сих пор на месте.

Компания не раз сталкивалась со скандалами из-за своей неоднозначной позиции по специальной военной операции. В небольшом смоленском паблике во «ВКонтакте» 30 декабря 2022 года появилось сообщение о том, что Bonduelle якобы отправила российским солдатам 10 тыс. поздравительных продуктовых наборов под Новый год. Публикация сопровождалась фотографиями с консервами Bonduelle и праздничной листовкой. В канун Нового года, 31 декабря, Bonduelle выпустила коммюнике, где заявила: «Российские социальные медиа распространили ложную информацию о нашей деятельности в России».

Но ни это, ни то, что в апреле 2023-го Bonduelle решила приостановить свое членство в бизнес-ассоциации «Русбренд», не мешает компании продолжать получать в России прибыль. По итогам 2023 года российские предприятия группы Bonduelle получили рекордную выручку около 18 млрд рублей, что на 3 млрд рублей больше, чем в 2022 году. Чистая прибыль превысила 1 млрд рублей.

Еще один пример — косметическая компания L’Oreal, по итогам 2022 года она смогла выручить на российском рынке более 60 млрд рублей. Это почти столько же, сколько и до начала СВО, на фоне которой в марте 2022 года компания заявила о прекращении прямых продаж и закрытии собственных магазинов в России. Завод в Калужской области, однако, продолжает работать, а продукция группы — поступать в парфюмерно-косметические сети.

Растет и прибыль сахарного гиганта Sucden — она составила 3,5 млрд рублей против 1,3 млрд рублей в 2022 году, рост в 2,7 раза. Выручка увеличилась почти до 14 млрд рублей (8,8 млрд рублей в 2022 году). Похожая ситуация у производителя семян Limagrain (выручка — 14,4 млрд рублей, прибыль — 1,6 млрд рублей) Хотя другим семеноводам, Florimond Desprez, повезло чуть меньше: они получили 1,5 млрд рублей выручки, но чистый убыток составил уже более 250 млн рублей.

Успешно обстоят дела и у российского подразделения другой крупной французской компании — Lactalis (бренды President, Galbani, Parmalat, «Белый город»). Четыре «дочерних» площадки этого транснационального гиганта, расположенных в Московской, Тульской, Белгородской и Свердловской областях, по итогам прошлого года получили в совокупности почти 43 млрд рублей выручки, а прибыль превысила 3 млрд рублей.

По словам генерального директора группы «Лакталис» в России Алины Сафининой «компания остается в России из-за своих обязательств перед потребителями и сотрудниками». Возможно, в эти обязательства также входит направление персональных данных россиян в украинское подразделение. Если в строке поисковика вбить запрос «Lactalis политика защиты персональных данных», то в выдаче присутствует официальный российский сайт Lactalis, сообщающий пользователям, что их приветствует «Лакталис-Украина».

Примечательно, что Lactalis не сообщала о намерениях покинуть российский рынок, равно как и не обозначила свою позицию касательно СВО, но еще в 2022 году оперативно свернула все рекламные проекты и прекратила инвестиции. И речь здесь идет не только о строительстве новых мощностей, но и о модернизации и поддержании работоспособности действующих производств. По данным СПАРК, компания в последние годы занималась этим недостаточно активно.

В краткосрочном периоде это, конечно, дает возможность компании получать сверхприбыли, но в долгосрочном приведет к износу производственных фондов и сокращению активности, что только «разгонит» инфляцию. Через несколько лет площадкам предприятия, работающим на пределе возможностей под развевающимся французским флагом, потребуется масштабная и дорогостоящая модернизация. Кто и за счет чего ее будет проводить — вопрос открытый. Но пока износ оборудования в том числе может быть чреват и экологическими проблемами.

Зарабатывая в России, все эти компании сталкиваются с законодательными ограничениями на вывод своих дивидендов. Но их мотивация в сохранении бизнеса в стране единственная — получение прибыли. Ее вывод, по мнению экспертов, в том числе реализуется через «серые схемы».

Вместе с тем последние события показывают, что российские власти стали прибегать к национализации активов. Среди недавних примеров — передача американо-нидерландской компании «Агротерра», входящей в топ-20 крупнейших владельцев сельхозземель в России, под управление Росимущества. Произошло это на фоне последних американских заявлений о возможной конфискации российских активов в пользу Украины.

Очевидно, что иностранцам в России не удастся усидеть на двух стульях. Попытки и нажиться на россиянах на миллионы евро, после чего отправляя их Украине, и угрожать войсками у границ, обычно заканчиваются неутешительным результатом.

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир